Златоуст - небольшой город в Челябинской области с численностью населения менее двухсот тысяч человек. Он хорошо известен специалистам оружейного дела, искусствоведам и коллекционерам холодного оружия во многих странах мира. Славу городу принесла тонкая и изящная цветная гравюра на стали, покрывающая металлические изделия великолепного качества. Цари, Генеральные секретари ЦК КПСС и Президенты РФ как большую ценность преподносили своим зарубежным друзьям изделия уральских мастеров.
Златоустовские гравюры украшают холодное оружие и предметы домашнего интерьера и обихода – шкатулки, портсигары, письменные приборы. Очень часто гравировка применяется при изготовлении предметов культа – потиров, подсвечников, дароносиц и окладов для икон. Медали, ордена, спортивные кубки – тоже плоды труда гравёров.
Холодное оружие предназначено выполнять две задачи:
Златоустовские ножи сегодня, как и раньше, соответствуют всем требованиям стандарта. Знаменитые наградные офицерские кортики до сих пор делают в мастерских маленького уральского города.
При изготовлении любого предмета искусства важное значение имеют все этапы. Не исключение и златоустовская гравюра на стали. Технология производства секрета не представляет. В библиотеках можно найти справочники по всем вопросам. Составы металлических сплавов, формулы кислот для травления и лаков также доступны. Искусству художественной гравюры учат в златоустовском филиале Уральского госуниверситета. С 1996 года любой желающий может поступить на специальность «Технология художественной обработки материалов».
Однако подлинное высокое искусство – это не только техника. Не случайно работы лишь малой части мастеров попадают в музеи и получают награды на мировых конкурсах. Златоусту есть чем гордиться.
Музеи Великобритании и Германии гордятся коллекциями металлических изделий, которые создали златоустовские мастера. В чём же секрет такой популярности? Дело в том, что местные гравёры владеют всеми техниками работы с металлом, а это и чеканка, и насечка, и глазуровка, и чернение, и травление, и гальванопластика, и тауширование. С некоторых пор добавилась и резьба по камню, ведь из уральских самоцветов получаются очень красивые предметы интерьера. Миниатюрные гравюры с инкрустацией из камня, выполненные с хорошим вкусом и соблюдением традиций старины, всегда востребованы. К тому же история гравюры - это история постоянно развивающегося вида искусства. С самого зарождения и по настоящее время уральские мастера не перестают учиться. Копилка приёмов художественной обработки металлов и сегодня продолжает пополняться.
В 1754 году на Урале, в долине реки Ай, Высочайшим Указом Его Императорского Величества было велено простроить железоделательную фабрику. Городок, выросший рядом, назвали в честь святого - Иоанна Златоуста. Для организации производства в 1815 году из Германии, с завода Золингена, были приглашены хорошие гравёры - отец и сын Шафы, и уже через три года Государь Император смог увидеть плоды их деятельности - первая партия из девятнадцати клинков была доставлена в столицу. Работа понравилась и получила высочайшее одобрение.
Вместе с Шафами и под их руководством осваивали новое производство талантливые уральские мастера. Их имена остались в истории как имена основоположников целого направления в искусстве, известного как цветная гравюра на стали. Это Ефим и Иван Бушуевы, Максим, Фёдор и Пётр Тележниковы, Архип Лепешков, Фёдор Стрижев, Иван Бояршинов и другие.
Немцы обособленно жили в слободе и не стремились к тесному общению с местными. Работали они исправно, были дружелюбны, но на работе держались отчуждённо и очень неохотно делились своими знаниями.
Златоустовские гравюры того времени легко распознать на предмет авторства. Рисунок размещён на ножнах и рукояти. Линии тонки, изящны, рисунок мелкий, большой акцент на прорисовке деталей.
Ученики, кроме тех рисунков, которым научились у Шафов, стали изображать сцены из военного и мирного быта родного отечества, мифологические сюжеты - они не боялись проявлять фантазию и при выборе гравёрной техники. Родная природа и животный мир Урала также нашли воплощение в их рисунках. Русские мастера превзошли своих учителей по многим показателям. Они научились использовать травление для получения различных цветов и оттенков. Меняя состав кислоты и продолжительность химической реакции, они добивались удивительных результатов. В их руках златоустовские ножи превращались в уникальные произведения высокого искусства, которые не стыдно подносить в дар даже царям.
Возникновение уникального художественного стиля принято связывать с именем Ивана Бушуева. Он вырос в семье потомственных оружейников. Учился рисованию у земляков. На Урале сталеварением занимались издавна. На демидовских заводах плавили руду, варили собственную булатную сталь, делали оружие. К моменту возникновения златоустовского завода традиции работы с металлом были вполне сформированы. Иван Бушуев – самое известное в Златоусте имя. Он был невероятно талантлив и трудолюбив. Уральский мастер соединил знания и умения, усвоенные от земляков, с немецкой манерой гравировки. Он был гением по части украшения. Сам ковал клинки и наносил на них рисунки. Его работы хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. Павел Бажов увековечил имя мастера в сказе «Иванко-крылатко». Знаменитый крылатый конь, символ Златоуста, - дань памяти и уважения.
Иван Бушуев имел очень тонкое чувство меры, идеально соблюдал пропорции. Его манера абсолютно узнаваема. Бушуевские персонажи не статичны, как у немцев. В его людях, зверях – жизнь, движение. Не случайно герб Златоуста – стремительно несущийся навстречу ветру золотой крылатый конь. На гравюрах Ивана Бушуева часто присутствуют лошади. По повороту головы, положению корпуса, ног, хвоста, даже ушей легко определить, что чувствует животное, изображённое художником. Не ангел ли водил рукой мастера, когда тот держал иглу, процарапывающую лак?
На создание гравюры Иван Бушуев не жалел ни времени, ни сил. Он даже изобрёл свой метод украшения изделий золотом.
Пары ртути, выделяющиеся во время нагревания, очень вредны для здоровья. Мало кто из гравёров по горячему золоту доживал до сорока лет. Иван Бушуев умер в 1835 году. Ему было 37.
Работы златоустовских мастеров вызывают большой интерес не только с точки зрения искусства, но и как исторические документы. Сохранилось два клинка, сделанных в первой четверти 19-го века. На них нанесены миниатюрные рисунки, изображающие этапы труда, предшествующие появлению данного предмета. Это и добыча руды, и плавка металла, и отливка в форму, и ковка, и гравировка, и доставка царю, и вручение герою. Клинки очень похожи между собой. Видно, что их делали мастера одной школы, однако на одном мы видим ангелоподобных малышей, а на другом – обыкновенных взрослых людей. Старинная златоустовская гравюра - антиквариат, который ценится очень дорого, особенно если учесть, что в то время мастера активно работали с золотом, серебром и драгоценными камнями. Для нужд царской семьи в мастерских златоустовского завода регулярно заказывались различные предметы, причём не только оружие. Великому князю Александру, наследнику Российского престола, Иван Бушуев с группой товарищей сделал доспехи подобные средневековым. Эту уникальную вещь можно увидеть в одном из залов краеведческого музея Златоуста.
После 1917 года златоустовский завод продолжал работать. Теперь холодное оружие стали украшать революционными сюжетами и портретами вождей Коммунистической партии. Место утончённого классицизма занял грубоватый модерн. Упор стали делать на выпуск массовой продукции. Был внедрён метод сеткографии. Авторский стиль практически исчез. Цветная гравюра выросла в размерах и превратилась в панно. Изделиями златоустовских умельцев стали украшать стены государственных учреждений. Новая технология по гальваническому напылению никеля изменила златоустовские гравюры до неузнаваемости. Рисунки стали менее чёткими, размытыми большой упор делался на игру света и тени. Это уже была не столько гравировка, сколько живопись.
Сеткография позволяла выпускать большие партии одинаковых панно. Художники переносили на них репродукции популярных картин известных авторов. Огромные портреты Ленина и Сталина украшали фасады правительственных учреждений. На некоторое время творческая мысль уступила место механической работе.
В 1960-е вновь возродился интерес к народным промыслам. Начали открываться профессионально-технические и художественные училища. Гравюра Златоуста получила импульс к новому развитию. Молодые выпускники училищ, получив образование художников-гравёров, приходили на завод и в цехах, выпускавших предметы бытового назначения, раскрывали свои таланты. В эти годы зазвучали имена таких прекрасных художников, как Г. Берсенев, А. Богачёв, Н. Лохтачёва, О. Аверкин и др.
Сегодня можно услышать мнение, что за последние сто лет златоустовские гравюры как вид национального декоративно-прикладного искусства утратили актуальность. С этим не хочется соглашаться. Златоустовская гравюра (история знаменитого промысла это подтверждает) на протяжении всего периода своего существования постоянно менялась. Вначале ей была присуща лаконичность форм и реалистичность рисунков, доставшиеся от немцев из Золингена, потом русские мастера добавили золочение и другие декорационные техники, обогатили сюжеты. Далее, в 20-м веке, гравюра восприняла идеи массового искусства и впитала новые современные стили.
Первые сто лет оставили нам лишь несколько имён выдающихся художников. Их работы можно узнать по почерку – И. Н. Бушуев рисовал миниатюры на темы мифов и военных баталий. И. П. Бояршинов любил работать над охотничьими ножами. Он гравировал на них сцены охоты.
За последующие сто лет вид гравюры на металле менялся так же, как менялась общественная жизнь и человеческие потребности. То, что называют кичем и ширпотребом, – закономерный результат победы пролетарской революции, которая уравняла всех и гарантированно обеспечила каждого всем необходимым. Погоня за массовостью и социализация искусства привели к тому, что декоративная составляющая златоустовской гравюры изрядно обеднела. В настоящее время искусство гравюры на металле вновь приобретает оттенок элитарности. Выдающиеся мастера есть, но их, как всегда, можно пересчитать по пальцам. Настоящее высокое искусство не может умереть, но оно не может стоять на месте - оно всегда будет питательной средой для выявления талантливых людей и для рождения новых видов искусства.